Порядок дискурса

Порядок дискурса
        «ПОРЯДОК ДИСКУРСА» («Ordre du discourse». P., 1971; рус, пер. в сборнике: Фуко М. Воля к истине: По ту сторону знания, власти и сексуальности. М., 1996. С. 47—96) — инаугурационная речь французского философа и историка науки Мишеля Фуко, произнесенная 2.12.1970 и ознаменовавшая его вступление в должность профессора кафедры истории мысли в Коллеж де Франс. В ней содержится новая программа исследований, сформулированная Фуко как раз на переломе между периодом «археологии знания» (1960-е) и периодом генеалогии «власти-знания» (1970-е).
        Отправным пунктом рассуждения служит внутренне противоречивая очевидность: для западной культуры характерна одновременно логофилия (подчеркнутая любовь к слову) и логофобия — страх перед той непредсказуемой силой, которая таится в произносимом слове, в массе сказанных вещей и самих высказываниях как о событиях, нарушающих привычные формы мысли и бытия. Дискурсы, по Фуко, — это совокупность речевых практик данного общества в данном историческом контексте; это социальные способы расчленения мира, которые мы навязываем вещам. Это — не нейтральная среда: дискурс необуздан, нескончаем, наделен собственной властью; он порождается социальными порядками, но может им противостоять. А потому общество устанавливает особые процедуры контроля — прежде всего в тех областях дискурса, где задействованы власть и желание.
        Это, прежде всего, механизмы запрета: говорить можно не все, не обо всем, не всем и не всегда (все это, в свою очередь, определяет табу на объекты, ритуалы обстоятельств, привилегии тех или иных групп говорящих субъектов). В некоторых исторических ситуациях в дело вступают и более общие процедуры, напр. расчленение и отторжение: так, в истории европейской культуры безумие было отторгнуто от разума и стало восприниматься либо как нечто социально незначимое, либо, напротив, как нечто сверхзначимое (пророческое). Даже в самой фундаментальной оппозиции истинности и ложности можно увидеть определенные механизмы сортировки дискурсов, а также определенные формы «воли к истине». Эти формы определяются социальными институтами — особыми практиками, системой педагогики, издательского дела, организации библиотек, построения научного сообщества и проч.
        В осмыслении дискурса аналитик призван отказаться от традиционных опор мысли, таких как основоположный субъект или изначальный опыт, от таких понятий, как автор или дисциплина: они не самодостаточны, но определяются игрой дискурсов. Стало быть, нет смысла искать за внешней стороной дискурсов скрытое ядро истины: отвергая как механическую причинность, так и идеальную необходимость, исследователь изучает констелляции событий, которые складываются на пересечениях дискурсов в тех или иных конкретных обстоятельствах. Среди примеров, интересующих Фуко, — участие медицинского, психиатрического, социологического дискурсов в уголовных (психиатрических) экспертизах или же формирование отношения к сексуальности на пересечении литературного, религиозного, этического, биологического, медицинского и ряда других дискурсов. Программа Фуко предлагает изучать те или иные срезы истории как образцы разных форм «воли к знанию»: это ритуалы доказательства во времена Сократа и Платона, процедуры наблюдения и установления фактов в 16— 17 вв., момент рождения современной науки в индустриальном обществе начала 19 в. и др.
        КС. Автономова

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». . 2009.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "Порядок дискурса" в других словарях:

  • ФУКО —         (Foucault) Мишель Поль (1926 1984) франц. философ, культуролог, эстетик. Преподавал в ун тах Парижа, Клермон Феррана, Варшавы, Уппсалы, Гамбурга и др., с 1970 ФУКО в Коллеж де Франс. Начинал как структуралист, затем с сер. 60 х гг.… …   Энциклопедия культурологии

  • Невербальное общение : дискурс-анализ — 1) Методология исследования невербального общения (Н. о.), как процесса производства и обработки паралингвистического дискурса; 2) способ анализа ситуативного использования системы неречевых знаков в контексте социального взаимодействия. Введение …   Психология общения. Энциклопедический словарь

  • ЛОГОФОБИЯ — понятие постмодернистской философии, фиксирующее феномен неприятия классической европейской культурой той особенности дискурса (см. ДИСКУРС), которая связана с безграничностью его креативного потенциала по отношению к производству смысла. Это… …   История Философии: Энциклопедия

  • ЛОГОФОБИЯ — понятие постмодернистской философии, фиксирующее феномен неприятия классической европейской культурой той особенности дискурса (см. Дискурс), которая связана с безграничностью его креативного потенциала по отношению к производству смысла. Это… …   История Философии: Энциклопедия

  • Слова и вещи —         «СЛОВА И ВЕЩИ» («Les mots et les choses. Une archeologie des sciences humaines») работа Мишеля Фуко, вышедшая в свет в 1966 г.; рус. пер. 1977, 2 е издание 1994. Главный вопрос этой работы: можно ли считать воспринимаемый нами мир… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • дисциплина научная —         ДИСЦИПЛИНА НАУЧНАЯ (от лат. disciplina учение, наука). Понятие «Д .» применительно к знанию находится в западноевропейском обиходе с начала 15 в., оставаясь этимологически (лат. «discipulus» ученик) и генетически (система учебных курсов)… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • дискурс —         ДИСКУРС (discourse (англ.), Diskurs (нем.), discourse (фр.)) как термин происходит от латинского «discurrere» «обсуждение», «переговоры», даже «перебранка». Внимание к термину и понятию «Д .» было привлечено в ту историческую эпоху, когда …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • язык —         ЯЗЫК сложная развивающаяся система наделенных значениями знаков, являющаяся средством объективации содержания сознания, выражающая совокупность знаний и верований, чувств и переживаний человека. Я. это: 1) система знаков и правил их… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • ФУКО — (Foucault) Мишель Поль (1926 1984) фр. философ, историк, культуролог. Сначала был представителем структурализма, затем со втор. пол. 1960 х гг. перешел на позиции постструктурализма и постмодернизма. В своих исследованиях опирается прежде всего… …   Философская энциклопедия

  • ФУКО Мишель Поль — (1926 1984) французский философ, социолог, политолог, историк культуры и науки, один из наиболее ярких представителей постструктурализма и постмодернизма. Автор оригинальной концепции европейской науки и культуры, базирующейся на теории… …   Политологический словарь-справочник


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»